ГККП "Ясли-сад №16" города Костаная

Кризисные ситуации в жизни ребенка и его семьи.

 Понятие «кризисная ситуация» может употребляться в отношении семьи в целом и в отношении отдельных её членов (в том числе детей раннего и дошкольного возраста). Эта ситуация связана с событиями, угрожающими стабильности семейной структуры и вызывающими особый тип переживаний (страданий) – стресс.

Понятие «стресс» было введено канадским физиологом Г. Селье и определялось как «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».

Что позволяет возникнуть стрессу у детей дошкольников:

l  несовершенство системы эмоциональной регуляции;

l  преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

l  ограниченный социальный опыт;

l  склонность к фантазированию;

l  повышенная чувствительность и впечатлительность.

  Факторы, вызывающие стресс, подразделяются на несколько групп, соответственно и сам стресс может быть нескольких видов: информационный, эмоциональный (психологический) и травматический.

Информационный стресс возникает в том случае, когда человек пытается воспринять больший объем информации, чем в состоянии это сделать его мозг. Этот вид стресса свойствен в основном взрослым людям.

У дошкольников в силу их возрастных особенностей (несовершенство психических процессов, небольшой объем памяти) без вмешательства взрослого информационный стресс возникает редко. Слабость нервной системы «защищает» ребенка от непосильных информационных перегрузок: если он что-то не понимает, то переключается на понятную и приятную ему деятельность или «уходит в себя».

  Эмоциональный (психологический) стресс часто возникает как реакция на ситуацию опасности, обиды, горя, непонимания и т.д.

Этому виду стресса подвержены и дети, и взрослые.

«Этот психологический синдром возникает в результате резкого изменения условий жизни ребенка. Наиболее частая причина такого изменения – поступление в школу. Иногда синдром социальной дезориентации складывается ещё в дошкольном возрасте в связи с поступлением ребенка в детский сад. Нередко его возникновение бывает вызвано переездом в другой город или другую страну. Чем сильнее изменение условий жизни, тем вероятнее возникновение этого психологического синдрома».

Необходимо отметить, что сильные переживания приводят к стрессу лишь в том случае, если они особо значимы для человека. Большинство эмоциональных конфликтов по своей природек социальны. Например, человек заболевает не потому, что стал жертвой несправедливости, а потому, что проявленная по отношению к нему несправедливость нарушила его представления о справедливости. Таким образом, эмоциональный стресс является неотделимой частью социальной адаптации человека.

Среди свойств личности, обусловливающих возникновение стресса, ведущие место занимаеттревожность. Она проявляется в таких психических реакциях, как ощущение неосознанной угрозы, чувство беспокойства, опасения, тревожного ожидания.

Успешность адаптации человека к разнообразным условиям внешней среды определяется следующими характеристиками:

- уровнем нервно-психической устойчивости;

- самооценка личности;

- ощущение значимости для других;

- уровень конфликтности;

- опыт общения;

- морально-нравственная ориентация;

- ориентация на требования ближайшего окружения.

  У дошкольников эти характеристики развитыслабо, следовательно, успешность адаптации и преодоления эмоционального стресса в большей степени зависит от окружающих взрослых, нежели от детей.

Если между родителями и ребенком существует прочная привязанность, это является серьезной защитной силой. Отсутствие внимания, заботы, нарушение семейных отношений вызывают у ребенка чувство беззащитности и неспособности оградить себя от опасности. Такое психологическое состояние повышает риск неблагоприятного воздействия эмоционального стресса.

Психологический стресс ребенка – это эмоциональный стресс, выраженный в форме аффективного реагирования на ситуацию, оцениваемую им как ситуацию невозможности.

Жизнь дошкольника включает в себя, с одной стороны, приобретение опыта стабильного взаимодействия с окружающим миром, с другой – овладение новым, что, безусловно, требует проявления активности. Однако позиция ребенка подвергается позитивным либо негативным воздействиям со стороны взрослых (родителей и воспитателей детского сада).

  Активность детей определяется особенностями их темперамента и энергетическим потенциалом. Например, спонтанная актвиность  заключается в поиске стимулов, которые позволяют ребенку испытывать и утверждать себя, овладевая пространственно-предметным полем и преодолевая различные препятствия.  Исследовательская активность  направлена на изучение окружающего мира и способов действия в эото поле. В зависимости от того, что ребенок «открывает», он испытывает удивление, восхищение, страх, испуг, гнев и т.д. Высокий уровень активности мобилизует детей на преодоление препятствий и превосхищение хорошего исхода. Низкий уровень активности, наоборот, провоцирует страх и тревогу («Ничего не получится», «Не могу сделать» и т.д.). В этом случае у ребенка возникают переживания – страдания, а его общее состояние квалифицируется как адаптационный стресс.

  Таким образом, характер активности ребенка, его отношение к новизне, помехам, трудностям на пути реализации этой активности составляют тот комплекс особенностей, который определяет предуготовленность противостоять ему.

Травматический стресс – особая форма реакции организма. Она возникает тогда, когда психологические, физиологические и адаптационные возможности человека перегружены и начинается разрушение защиты. «Травматический стресс – это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это – нормальная реакция на ненормальные обстоятельства» (Е. Черепанова). Следствием травматического стресса является постоянная тревога как фоновое состояние психики.

Е. Черепанова выделяет два условия, при которых психологичекая травма переходит в травматический стресс:

а) человек осознает причину ухудшения своего психологического состояния;

б) пережитое разрушает привычный образ жизни.

Проживание травматического события может проходить в разных формах с преобладанием одной или нескольких из них в зависимости от возраста человека и его индивидуальных особенностей, но в целом проявления этого виды стресса у взрослых и детей похожи. Назовем некоторые формы.

l  Повторяющиеся воспоминания помимо желания и воли человека. У детей это млжет быть игра с повторяюмися сюжетами, в которой отражаются элементы травматического события. Однако, проиграв этот сюжет, дети не испытывают облегчения.

l  Повторяющиеся кошмарные сны.

l  Иллюзии, галлюцинации, «вспышки воспоминаний», зачастую даже ярче пережитых в действительности.

l  Интенсивные негативные переживания при столкновении с чем-то, напоминающим травматическое событие.

l  Физиологическая реактивность – при напоминании о событии (например, о первом посещении детского сада) связанные с ним симптомы (головная боль, приступ внезапной рвоты) повторяются. Подобная реакция может сохраняться несколько лет.

 Такие формы реакций при травматическом стресса являются посттравматическими нарушениями.

В зависимости от психики, возраста и общего состояния человека реакция на стресс может быть разной. Но это всегда попытка смягчить дискомфорт, снять наряжение.

11 июня 2017 в 20:57

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.